понедельник, 6 июля 2020 г.

Размышления министра образования и науки Калужской области о периоде дистанционного обучения

Александр Аникеев.
Статья опубликована в «Учительской газете» в № 26 от 30 июня 2020 года
Весь текст статьи ЗДЕСЬ
Произошла консолидация образовательного сообщества.Одним из феноменальных явлений прошедшего 2019-2020 учебного года стал одномоментный переход всей системы школьного образования на обучение в дистанционном режиме. Калужские школьники приступили к нему в рекордно короткие сроки – от принятия решения до тотального перехода прошло чуть более двух недель, большую часть из которых составляли мартовские каникулы! Фактически в течение первой недели (17-25 марта) были определены направления действий, разработаны планы, проведено ориентирование муниципальных органов управления образованием, руководителей школ, учителей, учеников и родителей. В течение второй недели продолжалась информационная работа, началась фактическая апробация, постепенное вхождение школьников в дистанционное обучение. С 30 марта в Калужской области на удаленку перешли примерно 47 тысяч учащихся, 6 апреля к ним присоединились все остальные. Дистанционное обучение – единственно возможная в тех условиях форма обучения, стало тотальной реальностью для более чем 110 тысяч школьников региона. Нашей целью было не только организовать их обучение, но и обеспечить изоляцию, разобщение детей, чтобы избежать массового распространения инфекции.Дети оказались на длительное время вырванными из привычной среды обучения. Родители испытали шок: большая часть функций и обязанностей, которые традиционно исполняла школа, переместилась в семью и легла на нее непосильным грузом. Общество в одночасье лишилось привычных и весьма удобных ему школьных функций. В тяжелой и непредсказуемой ситуации оказались учителя. Первоначальный, наиболее логичный сценарий развития событий предполагал, что они будут обучать детей из школы, со своих привычных рабочих мест. Но все оказалось иначе. С 30 марта была введена самоизоляция граждан и установлен запрет на посещение ими рабочих мест. Учителя были вынуждены вести уроки из дома!Итак, мы приступили к разработке плана действий, не осознавая всей сложности проблемы. Но, погружаясь, видели, как много предстоит сделать: одномоментно перевести на новый формат обучения более 110 тысяч школьников, организовать работу в дистанционном режиме около 8 тысяч учителей, имеющих весьма приблизительные сведения о том, как практически организовать обучение детей в дистанционном режиме и не владеющих методиками проведения таких уроков. Есть ли у детей и у педагогов компьютерное оборудование с необходимыми функциями, достаточна ли скорость интернета в семьях для обучения? Как будут проходить уроки, как составлять расписание, как информировать учителей, родителей и детей? Какие информационные ресурсы и платформы использовать в обучении? Как в дистанционном режиме проводить уроки технологии, музыки, физической культуры, изобразительного искусства? Как дистанционно обучать детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где скорость доступа в интернет низкая, либо его вообще нет? Подобных вопросов с каждым днем становилось все больше.Свежие идеи пришли в ходе консультаций с нашими коллегами из программы «Учитель для России». Молодые педагоги-участники программы, предложили несколько интересных идей, на их основе концептуально сложилась наша позиция, которую мы предложили школам. Она включала следующие элементы.В основе обучения – уроки в режиме видеосвязи. Для этих целей было предложено использовать платформу ZOOM. Главное ее достоинство - в общедоступности и простоте использования. Для регистрации школьников на обучение (контроль посещаемости), ведения электронных журналов и дневников (фиксация текущей успеваемости и ее контроль), передачи урочных и домашних заданий, информирования о расписании уроков, размещения презентаций и обратной связи со школьниками рекомендовали использовать нашу региональную образовательную платформу «Сетевой город. Образование», хорошо знакомую учителям, школьникам и их родителям. Использование социальных сетей, мессенджеров - для коммуникации: видео- и аудио-связи, проведения видео- и аудиоконференций, общения. Для сбора и хранения информации - (презентаций, выполненных домашних заданий и так далее) – Google-диск и Яндекс-диск. В качестве дополнительных ресурсов школам было рекомендовано использование широко известных образовательных ресурсов – «Российская электронная школа», UCHi.RU, Яндекс-учебник, «ЯКласс», а также аналогичные ресурсы издательств учебной литературы, интернет-провайдеров и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.